Познавательно творческий проект "Казачий стан"

Паспорт проекта

Название проекта: "Казачий стан"

Тип: познавательно – творческий

Участники: учащиеся 3класса ГКОУ РО Казанской школы-интерната
Масштаб: долгосрочный с 3 - 4 четверть 2017/2018 учебного года
Аннотация:
Работа в проекте способствует воспитанию гордости за героическое прошлое наших земляков-казаков, привития интереса к традициям и обрядам; развитию чувства коллективного творчества. Значимая часть проекта посвящена аспекту знакомства детей с историей возникновения и развития донского казачества; развитию творческого потенциала детей средствами фольклора и словотворчества, связанных с передачей традиций, бытующих в Ростовской области. Большое значение имеет привитие интереса у детей к предметах старины (фотографии, игрушки, предметы быта и т.д.) 
Цель проекта:
исследование истории казачества для привития у детей интереса к истории и культуре родного края, уважения и бережного отношения к семейным казачьим традициям и реликвиям.
Задачи
Образовательная: 
- продолжить изучение прошлого нашего края;
- повышать у детей интерес к истории и культуре казаков через исследование традиций, быта, формы одежды, фольклора;
- познакомить обучающихся с различными версиями появления казачества на Дону;
- использовать полученные знания для создания элементов макета.
Развивающая:
- через обобщение (синтез) и выделение отличительного признака (анализ) способствовать развитию логического мышления;
- развивать индивидуальные способности ребят, умение использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач;
- развивать диалогическую речь учащихся;
- способствовать развитию памяти, внимания учащихся;
- совершенствование коммуникативных навыков – совершенствование умения слушать другого человека;
Воспитательная:
-вырабатывать у детей умение работать в коллективе, ответственно относиться к своему труду и уважительно - к труду своих одноклассников;
- воспитание чувства гордости за свой край, за талантливых людей, взращенных на донской земле;
- воспитывать патриотические чувства;
- умение увидеть прекрасное в окружающем мире. 


  1. Продукт проекта:  Создание макета из картона "Казачий стан"
Межпредметные связи:  литературное чтение, изобразительное искусство, технология, музыка, окружающий мир.

Этапы

1. Подготовительный этап

  • Диагностика детей с целью выявления уровня элементарных знаний о казаках.
  • Работа с картой Ростовской области. 
  • Практическая работа по контурной карте: выделение границы Ростовской области.
  • Донской край – казачий край. Экскурсия в краеведческий музей «История казачьей семьи».
2. Основной этап
а) Тема: « Дон, земля донская, донские казаки» - донести до сознания детей принадлежность к славному роду казачьему. Ростовская область – святыня донская. Границы Ростовской области. Символика. Города и станицы Дона ( выделение и рисование символики России, Ростовской области, ст. Казанской).
б) Тема: « Первые казачьи городки» - рассказать детям, что история донского казачества – неиссякаемый источник силы, мужества, верности, поэтому люди вновь обратились к нему; что любовь к родному краю, к Дону дает силу человеку, живущему на донской земле. По следам древних поселений на Дону. Археологические памятники Ростовской области как вещественные источники. Музей-заповедник «Танаис». Появление первых казачьих станиц и городков. Виртуальные экскурсии-путешествия (просмотр видеороликов). Зарисовка будущего макета.
в)Тема: «Казачий курень» - углубить знания о быте казаков, познакомить с казачьей избой – куренем. Типы казачьего жилища: землянка, курень, хата. Внутреннее убранство куреня. Планировка приусадебного участка, хозяйственные постройки. (Сравнение с современными домами, выделение разницы, создание макетов куреня)

























Тема: «Казачья семья». Изучение отношений казаков к женщине-матери с включением народных легенд, пословиц, поговорок. «Военная жизнь казаков» - дать понять детям, что казаки с малолетства в занятиях, в отдыхе, в забавах всегда являются воинами.
«Казачий костюм» - изучить разнообразие одежды, дать понять значение символики в жизни казачества.
« Как воспитывали казака» - дать детям знания о том, как воспитывали в казачьей семье девочек и мальчиков, почему давалось разное воспитание, какая цель преследовалась. (На основании полученных знаний, оформление заготовки макета фигурками казаков и казачек).






















д) Тема: «История вещей. Посуда». «Казачья утварь» - мебель, посуда – знакомить с мебелью в казачьем курене, посудой и другими предметами быта и обихода. Казачья трапеза: пища и утварь. Экскурсия в музей. (Завершается лепкой глиняной посуды)

 














е)Тема: «Сретение. Сороки. Встреча птиц» - знакомство с приметами этого дня, с обычаем отпускать птиц на волю. (Лепка птиц, заучивание закличек).




«Пасха, Вербное воскресенье» - приметами этого дня, традициями, обрядами, раскрывающими нравственные основы казачьей культуры как культуры русской национальной, богатства народа.



































«Древнейшие верования и обычаи». (Оберег "Добрый дом")


Духовная жизнь казаков. Казачьи храмы. Церковные традиции. Молитвы, которые должен знать каждый казак. (Изготовление макета православной церкви).

ё) Тема: «Занятия казаков». Казак - земледелец. Казак - рыболов. Казак - огородник. Станичные ремёсла.  Животноводство и коневодство. Охота. Дать понятие, что звание мирного земледельца было соединено со званием воина; что люди часто от плуга переходили к выполнению воинского долга, а, оставив службу, нередко снова становились за плуг, оставаясь воинами, в каждую минуту готовыми сесть на своего боевого коня и выехать в поле в полном вооружении.
ж) Тема: «На героя и слава бежит» - беседа о героях-казаках, старинном оружии «Золотые имена» - рассказ о выдающихся людях донского казачества. «Человек без Родины, что соловей без песни» - беседа о прошлом и настоящем донского края.
з) Тема: «Казачьи посиделки». Сельское хозяйство на Дону: животноводство. Славься наш край! Праздник в краеведческом музее "Необычайная чайная".

3. Заключительный этап.
Тест «История Донской земли»
1. Кому принадлежат слова: Лучше пасть в бою, чем жить в неволе»?
А) А. Невскому
Б) Ярославу Мудрому
В) Петру Первому
Г) Игорю Святославовичу

2. В каком веке произошло сражение князя Игоря с половцами?
А) XII
Б) XIII
B) X
Г) IX

3. Царство, расположенное на Дону и на Волге, разгромили кочевник?
А) Киевская Русь
Б) Дикое поле
В) Хазария

4. Казачье поселение
    А) станица
    Б) хутор
    В) село
    Г) курень

5. Великая битва которая произошла 8 сентября 1380?
А) Монголо-татарское нашествие
Б) Отечественная война
В) Революция
Г) Куликовская битва


Обработка и оформление материалов проекта. Анализ результативности.





Литература:
1.М.П.Астапенко «Донские казаки 1550-1920»
2.Е.И.Демешина, К.А.Хмелевский «Истории донского края»
3.Ю.Сухарев «Лазоревый цвет» Страницы казачьей истории
4.Краткий очерк истории Войска Донского «Картины былого Тихого Дона»
5. Гильянц Э.К. Учите детей мастерить. - М.: Просвещение, 1984.
6.Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе – Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», Изд. второе, дополненное. 2006.
7. Сухаревская Е.Ю. Доноведение: Рабочая тетрадь (3класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2016.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.